Translate

четверг, 5 апреля 2012 г.

Тот самый Песах...


           Ни что так не приживается в чужеродных культурах, как заимствованные праздники (уж россияне и католическое Рождество отмечать начали, и Хелоуин, про китайско\японский Новый год и не говорю). Язык, традиции, образ жизни не столь привлекательны для международных "экспортно-импортных операций", ибо требуют усилий в постижении. Праздники кочуют без особых проблем, иной раз претерпевая невероятные изменения на новой почве. Вот один из наиболее очевидных примеров – Песах, вошедший во все христианские дома под именем Пасха.



             Для затравки - историческое вступление (если вы не любитель историй из прошлого, смело ее пропускайте и переходите к гастрономической части, которую вы опознаете по фотографии).
             Давным-давно (что-то около 3700 лет назад) примерно в 2050 году по еврейскому календарю (который, как вы уже догадались по глобальности цифр, несколько отличен от традиционного) немногочисленное семитское племя вошло в пределы царства фараонов, да так и осело в землях Гошен (одной из провинций древнего Египта). По началу появление работоспособных и весьма плодовитых инородцев не привлекло никакого внимания. Живут, выпасают скот, что-то там возделывают на полях – да и Осирис с ними. Однако вскоре фараонову камарилью стал беспокоить тот факт, что иноверцы как-то уж очень прилежно исполняю наипервейшую заповедь их Бога ("плодитесь и размножайтесь") и при этом не принимают участия в строительстве пирамид и прочих аттракционов, призванных в 20-21 веках хоть как-то развлекать непритязательных туристов на территории Египта. Об этом незамедлительно было доложено фараону. О нравственных терзаниях фараона "порабощать иль нет?" мне ничего не известно, однако факт остается фактом: четыреста лет народ, впоследствии подаривший миру царя Саломона, Иисуса Христа и Михаила Жванецкого, находился в рабстве. Думаю, что иллюзий относительно незавидной жизни рабов никто не питает. Поэтому живописать все тяготы и страдания, выпавшие на долю древних еврее, я не стану. Скажу лишь о двух важных моментах: период рабства длился около четырехсот лет, по приказу фараона всех новорожденных еврейских мальчиков убивали (видимо, еще с той поры закрепился догмат, что евреем считается тот, кто рожден еврейкой – папа мог быть кем угодно). 
             Может быть, все так же и тянулось еще многие-многие годы, если б не человек по имени Моше (Моисей).  Эту историю знают все. Удивительное стечение обстоятельств младенцем спасло его от неминуемой гибели и привело к тому, что воспитывался Моше во дворце фараона. За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст. Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего Моше отправиться в Египет и вывести его народ из рабства.
           Вот тут-то и начинается экшн! После неудачных переговоров  (фараон наотрез отказался отпускать евреев из рабства) на Египет посыпались казни, как вы уже догадались, египетские. Бог Моисея оказался весьма неплохим организатором спецэфектов.
           Ну представьте:
1.     превращение нильской воды в кровь
2.     появление несметного множества жаб
3.     нападение неодолимых полчищ вшей
4.     невероятное распространение на территории Египта диких, весьма кровожадых  зверей
5.     падеж скота
6.     поражение египтян язвами
7.     гибель урожая от града
8.     нашествие саранчи
9.     сплошной трехдневный мрак

           Конечно это все приключилось не в один день и даже не в один месяц, но Моше терпеливо ждал, что фараон опамятуется и перестанет тягаться с Богом. Однако, фараону шлея под мантию попала: "Нет и всё тут, я сказал!"
          И тогда Господь однажды вечером доверительно сообщил Моше, что намерен нанести последний удар по самолюбию несговорчивого фараона – истребить всех перворожденных детей египетских (т.е. не только младенцев, но и любого египтянина, кто удосужился родиться в своей семье первым ребенком). А для того, чтобы в намечавшейся на завтрашний вечер заварушке, не пострадали соплеменники Моше, Господь велел им совершить жертвоприношение и кровью жертвенного животного пометить в каждом еврейском доме двери. Так Моше и поступил, собрал соплеменников, рассказал все, что повелел ему Господь, а кроме того (предвидя, что египтяне несколько расстроятся из-за последней казни и пойдут искать крайних) велел каждой семье быть готовой дать дёру.
           Как сказал Господь, так и вышло. Но Моше плясать на могилах своих врагов было некогда, в процессе делания ног главное – не упусть времени. Когда примерно через неделю фараон пришел в себя от постигшей Египет беды, он велел немедленно нагнать организованно снявшихся с места евреев и расправиться с ними, как с главными виновниками произошедшего. 
             Дальше вы в курсе –воды, расступившись, пропустили народ господень по дну Красного моря, но поглотили конницу фараонову. Это феерическое зрелище Господь приберег для евреев на седьмой день (если считать со дня, когда они покинули свои дома и ушли в неведомые земли). Поэтому традицоинно Песах отмечается семь дней.
           "Постой!" – скажете вы, - "библейские истории мы и сами в состоянии прочесть. А Песах-то каким образом связан с разборками между Богом и фараоном? Песах - это же наша Пасха с куличами!"
           А вот как бы не так! Дело в том, что в переводе слово "песах" ни что иное, как переход\исход (из земли египетской), а вовсе не "восрешение" или еще что-то связанное с распятием.
            Праздником Песах начинается цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Да и само слово "евреи" происходит от слова "лаавор" – переходить\миновать. 
           Ну а после семинедельного пешего круиза Господь дал Моше на горе Синай скрижали Завета. Да, да, с теми самыми заповедями. А вот инересно: кто-нибудь из вас может сходу назвать первую заповедь Господню? Думаете "не убий"? А вот и нет. У вас есть еще две попытки.
            Одним словом, Песах — праздник весны, символизирующий пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Он начал праздноваться примерно за две с половиной тысячи лет до того, как воскрес Иисус (о связи воскрешения Иисуса и еврейского Песаха я расскажу через неделю - накануне православной Пасхи). 
         
           Ну вот, с историческими отступлениями мы покончили, теперь пора перейти к традициям на них основанных и любимой теме – гастрономической.
          В отличие от христианской традиции, где главными блюдами Пасхи являются – сваренное вкрутую яйцо, пасха (творожный десерт) и куличь (который многие по ошибке называют пасхой) в иудаизме основным кушанием Песаха является маца – пресная сухая лепешка.   Существует легенда, что перед Исходом не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Маца является праздничным кушанием, как напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет.  Но кроме мацы на каждом праздничном столе в еврейском доме непременно должны быть еще шесть кушаний. Удивительно, как сильно они не похожи на пасхальные христианские кушания (в основном малодиетические).

         Итак в число праздничных кушаний входят:
  1. зроа – кусочек жареного мяса на косточке, как символ того жертвенного агнца, который был принесен накануне дня исхода,
  2. бейца – сваренное вкурутую яйцо, как символ праздничного приношения в дни Святого Храма (о Храме я расскажу ближе к "дню 9го ава"),
  3.  марор - горькая зелень (например, хрен, цикорий или зеленый лук), как напоминание о горече рабства;
  4. карпас - пресный овощ (например, отварной картофель)… объяснить символическое значение этого      кушания неидую весьма сложно, поэтому я даже не стану браться, но символ так же связан с воспоминаниями о подневольном тяжком круде,
  5. хазерет - листовая зелень наподобие салата, который в молодом состоянии вкусен, но стоит ему перезреть, начинает горчить…тоже весьма трудно объяснимая для меня алегория, опять же связанная с пребыванием в Египте,
  6. харосет – смесь измельченных яблок, орехов и небольшого количества вина, что по консистенции напоминает глину, из котоой делали кирпичи для египетских пирамид – на праздничном столе харосет вяполняет роль своебразного соуса к травам.
  7. И конечно же – маца, сухая пресная лепешка.



                                                                                (фото из Интернета)
     
        Вот такая она – праздничная еврейская.трапеза. Все эти кушания выкладываются на ритуальное блюдо с соответствующими углублениями. Все кроме мацы, т.к. само блюдо необходимо установить на четыре кусочка мацы – ничего не поделаешь традиция.  

     Кроме того еврею (взрослому мужчине) полагается встречать Песах четырьмя стаканами красного вина. А учитывая, что накануне Песаха все перворожденные дети Израиля выдерживают суточный голодный пост, даже к воде не прикасаясь (в благодарность за то, что еврейских перворожденных детей Господь пощадил), вы представляете, как это выглядит - четыре стакана вина и весьма скромная трапеза. 

        Одним из главных ритуалов, который предшествует Песаху - удаление хамеца. Хамецом называются все хлебобулочные изделия, приготовленные на дрожжах, а также все производные продукты - пиво, квас и т.п. 
        В доме еврея в Песах не должно быть хамеца на протяжение всех семи дней празднования. Но вы не думайте, что вот этим марором и харосетом евреи питаются весь Песах. Они пекут совершенно сумасшедшие десерты без капли муки и дрожжей - миндальное печенье, где вместо муки используются перемолотые до состояния пыли миндальные орехи, те самые кокосовые безе, овсяное печенье - рассыпчатое и полувоздушное и массу других десертов Песаха...




В 2012 году первый день Песаха приходится на 7 апреля (с 6 на 7 апреля - вы помните, что  еврейский день начитается накануне вечером).




С наилучшими пожеланиями,
Тата.



17 комментариев:

  1. большое спасибо! очень познавательно и интенресно!
    жду статью о связи между Песахом и Воскресеньем Христовым!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне тоже понравилось- я люблю историю и узнавать как живут там, где нас нет.

    ОтветитьУдалить
  3. так легко и незатейливо, как сказка, но такая интересная, зачитываюсь...
    очень интересная статья... А сладости расскажете как делают :)))
    Спасибо огромное!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Наташа, я и сама пока ни из одного еврея не смогла добыть секрета именно этих десертов (обидно! но с другой стороны неплохо - а то я бы уже в дверях застревала, разъевшись на них). Но я обещаю вам рецепт цимеса, если хотите, или кнейдлах... Или праздничной халы. Чего именно?

      Удалить
    2. Тата, такие названия поэтичные... ( что это такое и как выглядит даже не представляю:)))))))))) Но очень хочу узнать!!! Наверное что-то невероятно вкусное:)))
      поэтому хочется узнать что за такое удивительное ЭТИ блюда (Цимес и праздничная Хала, а и Кнейдлах это тоже нечто невероятно красивое, ой ну запуталась:))) в общем будем ждать:)))
      а и про сладости, я думаю разведка сработает и скоро мы узнаем секретный рецепт этих съедобных чудес:))))

      Удалить
  4. Тата, всего и побольше!!!
    Спасибо за столь поучительную и познавательную историю!!!
    Специально полезла, обновила знания свои о десяти заповедях....

    ОтветитьУдалить
  5. Тата, балдею я прям от того как ты с юмором интерпретируешь известные и часто скучные истории. Ей Богу! Спасибо! Прочитала с удовольствием весь длинный пост.

    ОтветитьУдалить
  6. Девочки, я сама в школе ненавидела историю: бу-бу-бу и куча каких-то цифр - мутота и скука смертная. Я считаю, что, если уж ты берешься рассказывать историю (а история это ведь всего-навсего общепринятая версия того, о чем мы с достоверностью не знаем, а стало быть додумываем, дофантазируем- как в случае с любой сказкой), то уж будь добр рассказывай так, чтобы слушатели\читатели не уснули в процессе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно согласна! Я тоже историю не любила - забрасывали цифрами. А вот когда в университет попала - понравилось. реподаватель так умела рассказать, что с пар не хотелось уходить.

      Удалить
  7. Спасибо, как всегда очень интересно и необычайно удивительно)))а там на ритуальном блюде написано название еды, чтобы не перепутать, или какие-то важные слова?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. в центральном круге написано "Песах", а в каждом отдельном углублении - название еды

      Удалить
  8. Спасибо за такое легкое изложение известной мне ветхозаветной истории и, особенно, за познавательную историю о еврейском празднике.

    ОтветитьУдалить
  9. Тата! С удовольствием почитала и буду ждать следующие повествования . Огромное спасибо , много читала про Песах , но как и в твоём случае--всегда узнаю новое! Тата! БРАВО!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, девочки! Я и дальше буду стараться )))

    ОтветитьУдалить
  11. Очень, очень интересно! Прочитала на одном дыхании! Спасибо!
    А вот когда до десертов дошла,слюнки так и побежали....Как же сладенького хочется!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, твое "сладенькое" со дня на день должно доехать )))

      Удалить
  12. С большим интересом прочитала. И жду продолжения.

    ОтветитьУдалить