Translate

воскресенье, 5 мая 2013 г.

Куква Матинда

    Одно из самых популярных в среде мам, осчастливленных рождением дочерей, выражение звучит так: "если Бог хочет сделать женщине комплимент, он награждает ее дочерью". Уж не знаю, по какому поводу тот комплимент. Но как показывает моя собственная практика, любая награда в виде ребенка (не важно - какого он пола) прежде всего комплимент терпению женщины ( и я еще сознательно опускаю тему всех тех сюрпризов, которые ожидают женщину в период беременности...)

   Для меня самым сложным испытанием оказалось нежелание моей дочери говорить. Это сейчас я понимаю: все дети разные, единая мерка к ним не применима, что бы ни говорили окружающие (даже если у части этих окружающих есть дипломы о медицинском образовании). И, как мама, прошедшая несколько кругов жестоких испытаний  своей собственной нервной системы, могу заверить всех мам, столкнувшихся с аналогичной проблемой: если ваш ребенок во всех прочих физиологических и функциональных проявлениях совершенно адекватен, нет оснований для печали. Придет время, он заговорит так, что вы не будете знать: чем заткнуть этот фонтан. Но это сейчас... А  полтора года назад, я была близка к состоянию паники: дочери скоро 2 года, а она молчит, как партизан на допросе. Перечитанная гора и-нет информации никак не способствовала укоренению веры в то, что все в конечном итоге будет хорошо. "Задержка речевого развития"  ни что иное, как отклонение в психическом развитии ребенка.. Так его, увы, трактуют в большинстве стран даже с весьма развитым уровнем медицинской науки  (российкая медицинская наука до сих пор, славящаяся тем, что по сей день "позади планеты всей" умудряется даже ставить в таких случаях диагноз "алалия"*).   Не буду спорить, что в ряде случаев (все очень и очень индивидуально) детям дейсвиельно требуется коррекционная помощь специалистов. В нашем случае участие специалистов сводилось к запугиванию родителей и попыткам корректировать в первую очередь поведенческие внутрисемейные модели (хоть убейте, не понимаю: каким образом это связано с так называемыми "нарушениями внутриутробного развития" ребенка). 
      Выглядело это примерно так:
Специалист по коррекции (СпоК): "Если ваш ребенок что-то просит у вас жестом, сделайте вид, что вы его не понимате. Вынудите его начать говорить."   
Мама: "Но ребенок плачет, если мама игнорирует его просьбы, пусть и не вербальные".
СпоК: "Ничего страшного: ни один ребенок еще не умер от плача".
Мама: "Может быть у моего ребенка и есть отставание в речевом развитии, но он ее дебил: вчера мама все прекрасно понимала, когда он, показывая на бутылку с водой, просил попить, а сегодня вдруг деградировала или просто потеряла интерес к своему чаду. Я не хочу издеваться над ребенком."
СпоК: "Вы уродуете своего ребенка! В дальнейшем его деградация лишь усугубится..."
И далее в том же ключе.
    Если вам пришлось столкнуться с чем-то подобным, просто задумайтесь над тем: а на самом ли деле этот специалист такой уж специалист? Если его основная цель довести родителей до истерики, привязать их вызванным страхом к своим консультациям, просто наплюйте на его мнение (можете даже высказать ему свое мнение о его профессиональной пригодности). 
     Мне повезло дважды. После того, как я послала подальше такого спеца, мне довелось познакомиться с независимым (не оплачиваемым от больничной кассы) детским психологом, который, не впадая в исступленное шаманство (что свойственно почти 99% спецов от психиарии с психологией), разъяснил нашу ситуацию (большинство детей, растущих в двуязыкой среде, начинают говорить позже одноязыких сверстников; кроме того нельзя забывать о том, что дети-интраверты в меньшей степени склонны рано проявлять свои ораторские способности). Кроме того, нам повезло с воспитателем в нашем детском саду, которая с высоты своего 30летнего профессинального стажа также поддержала нас.
      Итог: в три года  моя дочь прекрасно говорит по-русски, рассказывает наизусть "Муху-цокотуху" и "Доктора Айболита", а также кучу стишков Маршака и Барто; лихо считает до четырнадцати в обоих направлениях; понимает иврит и (хоть и с неохотой) использует ивритские слова и выражения, а сегодня приволокла из сада свое первое англиское слово "Yes". 
       Правда, у нас еще не решен вопрос с такими баквами как "р" и "л", но тут ничего не попишешь скорее всего, т.к. наш папа тоже не дружит с буквой "р". А впрочем еще рано махать рукой и на эту проблему.
          Когда она в конце концов справиться со своими логопедическими проблемами, я все равно буду вспоминать ее забавные словечки такие, как: "куква Матинда", "НиниПус", "дядя Нёня", "нонона гоОит "Каааа" и пр.пр.пр. 
         На днях Дина скала мне: "Мама, я буду писать музыку. Пойду в школу, там дяденька научит меня нотам". Слегка обескураженная ттаким поворотом событий, я уточнила:"Дина, а какую музыку ты будешь писать?" Не задумываясь ни на минуту, дочь изрекла:"Большую!" Учитывая ее любовь к Чайковскому, Моцарту, Бетховену и пр.пр.**, я не особенно удивилась.


* Людям с хорошо развитой фантазией не совеую даже читать статьи на эту ему - вы удивитесь, скольким симптомам этого заболевания соответствует поведение практически всех детей.
** Начиная примерно с 5го месяца беременности я устраивала своему пузу музыкальные уроки:  2 раза в день примерно минут по 40-60 мы слушали классическую музыку. Эту практику мы не забрасывали примерно до того, как Дине не исполнился год. Теперь это происходи от случая к случаю, но дочь очень любит все знакомые классические мелодии  и часто напевает их.



А эта ссылка уже вне темы поста, она просто в очередной раз иллюсрирует выражение "позади планеты всей". Печально...


С наилучшими пожеланиями,
Тата\Тэффи Эффи

34 комментария:

  1. Тата, очень повеселила фраза "Придет время, он заговорит так, что вы не будете знать: чем заткнуь это фонтан" ))
    Вот уж действительно - как радио без кнопки выключения.
    Правда Василиса заговорила в 1,5 года.
    Но зато физически она развивалась, очень медленно ползать начала в 9 месяцев, а ходить только в 1,3. Вот уж я извелась.
    Дети действительно все такие разные. Их нельзя ровнять под все медицинские стандарты, а то так и мамины нервы придется лечить в ближайшем отделении умалишенных. Я вот уже который год задаю себе вопрос. А вообще существуют ли эти идеальные дети, с которых писались эти мед. параметры?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мне в свое время ( я тогда не только о детях, о замужестве не подумывала - припозднилась я с этими мыслями) попалась офигенная книга под названием "Энциклопедия для родителей" (издательсво "Терра"). поняла я, что книга суперская, только обзаведясь своим собсвенным ребенком. главный плюс книги в том, что она написана французскими спецами для своей же французской публики (и каким-то неведомым чудом переведена, хоть и есть кое-где корявотоси перевода, на русский). если бы ни эта книга, я б "застрелилась". дело в том, что взгляд на детей у французов (в том числе чисто медицинские параметры) существенно отличаются от нашего российского взгляда. для прикола я сравнивала данные замеров\завесов \и пр. по приведенным в российских источниках, по этой французской энциклопедии и по рекомендациям местных спецов. и довольно быстро поняла, что моя дочь - француженка )))))) если верить россиским нормативам роста\веса у детей в определенных возрастных периодах, моя дочь страдала и продолжает успешно страдать дефицитом веса (ну что это за младенец, по мнению российских энциклопедий, если у него щеки со спины не видно?). если верить месным спецам, то при нормальном весе для каждого конкретного возраста, Дина перекрывала показатели по росту не только для девочек, но и для мальчиков (чего скрывать: евреев сложно назвать рослой нацией). но соило мне свериться с аналогичными французскими таблицами, получалось, что мой ребенок как раз и есть тот самый "эталонный младенец" ))))))

      Удалить
  2. о, мудрые эскулапы от медицины любит все и вся усреднять:)) в тех же анализах - средние данные, которым вовсе не должен соответствовать конкретный индивид))
    вся эта ситуация "со средними" показателями, когда кто и что должен напомнила старый-старый анекдот: "Маша помимо мужа имеет 5-х любовников, Даша - 3-х, Света - ни одного, но в среднем они все блудницы":))

    с логопедией не знакома как специалист, но если память не изменяет, то надо разрабатывать язык и удлинять уздечку (иногда ее даже надсекают)) есть и "домашний" способ удлинения и разработки языка вообще: намазать на тарелку вкусняшку (варенье, мед...) и пусть ребенок ее облизывает до чиста))
    как пример, сельские детки (за редким исключением не облизывали тарелки в детстве) реже городских имеют логопедические проблемы))
    в дальнейшем после устранения лог. особенностей, м.б. проблема с отучением от облизывания, как не культурной привычки))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. наш папа в детстве прошел через процедуру подрезания уздечки, но "р" так и не появилась в его репертуаре. ну собственно для иврита это не критично, т.к. буква "рэйш" все равно произносится гортанно, а потому вполне прилично заменяется гроссированной буквой "р". хотя конечно мы будем стараться освоить и русскоячные произношение буквы "эр" (должна же дочь хоть что-то и от мамы взять) ))))).

      Удалить
    2. Ой, я сейчас про логопедов поведаю. :) Я уже давно взрослая тетенька, но помню детские походы к этим извергам с их железками, которые они в рот пихают и требуют при этом произносить р-р-р и л-л-л, как будто это вчера было. Эти дамы просто не могут, не умеют или не хотят Объяснить ребенку, что нужно делать, как именно и куда именно надо загибать кончик языка. Меня так и не научили, хотя мучили почти все детство, пока у мамы чакры не открылись и она это дело не бросила. Научилась я правильно говорить в 15 лет при помощи того же логопеда, но есть одно НО. Ей на тот момент самой было 22 года (выпускница института) и ей было очень важно получить результат. Она мне не просто объясняла, она картинки рисовала и на себе показывала. Первую свою настоящую р-р-р я произнесла уже на 2м занятии, через неделю я уже вовсю рычала. Потом ещё около года при разговоре мне приходилось иногда контролировать процесс. Не знаю, где теперь эта чудесная девушка, но огромное ей спасибо. Знаю несколько женщин моего возраста, которым так и не удалось научиться выговаривать р и л несмотря на всех логопедов. :( Но в 35 их это точно уже не парит :).

      Удалить
  3. Танечка, какой хороший пост! Мне уже все мозг снесли "отставанием в речевом развитии" и горшком. Вот не далее как сегодня мать родная вынесла мозг, что я ребенка неправильно воспитываю. Мол мы у нее всё делали по графику и т.д. и т.п. И никого не волнует, что ребенок в 2 года знает почти все буквы алфавита, многие цифры, 13 цветов и т.д и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, мы это все прошли: у моей мелкой в 2 года был офигительный словарный запас (тех слов, которые она понимала и которые показывала на картинках) - после полутора сотен мы просто перестали считать.
      то, что раньше считалось ЗРР, сейчас все чаще считают проявлением инфанилизма. дело в том, что современный человек в принципе стал более инфантильным (мы не стремимся в 18 лет создать семью, стараясь хотя бы до 30 пожить в свое удовольствие, тех, кто успел обзавестись детьми до 25 лет, раз-два и обчелся) - человечесво молодеет, подолгу задерживаясь в каждом возрасте. отчего же врачи до сих пор не сделали корректировку с учетом всего этого и в плане развития детей?

      Удалить
  4. Знакомая до боли тема!
    Нас тоже уже напугали до такой степени, что я сама практически лишилась дара речи((
    В начале февраля поставили ЗРР, а сейчас ребенок заговорил.. причем слова говорит в преувеличенной форме: губики, лягусики, капельки, дождики)))
    Но ведь говорит и говорит предложениями!

    Будем ждать Большой музыки от Дины!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, наплюй!
      Нам, когда мы с дуру ума пошли на коррекционные занятия, все пеняли, что Дина неохотно играла с куклами на занятии. Но так она и в обячной жизни и до сих пор куклами не очень-то и интересуется. Ей больше нравятся книжки, пазлы, конструкторы, кубики и машинки (уж про машинки я не стала говорить этим "спецам", а то нас бы и по гендерному признаку начали считтать неправильно развивающимися).

      Удалить
    2. да уж))) специалистам лишь бы ярлыки навешать, а про индивидуальный подход забывают.
      У нас тоже любимые игрушки - кубики и пазлы))
      А моя старшая дочь в куклы совсем не играла, имея в наличии 2-х старших братьев, активно играла в машинки и выстраивала зАмки.

      Удалить
  5. Вот уж правильно: все дети разные. Моя старшая в 1.6 легко подключалась ко взрослой беседе, то сюда мы узнали, что дети все видят и все понимают :). А младшая почти до 3 использовала около 15 слов, но при этом могла занять сама себя на час(мама работает) и проходит улитку Боба вполне себе легко(знаю, что вредно. Так что верим только себе и в себя. Удачи у дяденьки в школе :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. со вторым ребенком (случись у нас аналогичная ситуация) я на эти коррекционные грабли не наступлю. всему свое время. моя мелкая с полутора лет не пользуется памперсами даже в ночное время и примерно с года отказалсь от соски в дневное время (засыпать без нее мы пока не научились), в то время как примерно 75% местных детей памперсы и соски оставляю буквально на пороге школы (правда, школа тут с 5 лет). и это считается нормальным, никто не стремиться корректировать великовозрастных балбесов с памперсами невероятных размеров и говорящих с плотно сжатыми зубами, дабы не выпустить соску.
      так что... пусть все они буду здоровы ))))))

      Удалить
  6. ..О да,тема животрепещущая..У нас Егор(сейчас ему 6 лет)более менее понятно начал изъясняться в 3 года..а сейчас Ваня(скоро 2года)говорит только мама и папа,остальное одному ему понятными слогами..так вот не знаю расстраиваться или нет???....:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у моей подруги все трое детей прошли через диагноз "задержка речевого развития" (а старшему даже довелось познакомиться с фишисткими методами коррекции, которые до сих пор в России практикуют - электростимуляция мозговой деятельности; младших она уже не стала отдавать на истязания)
      главное, что дети во всех иных сферах очень адекватны, а в некоторых даже обгоняют сверстников (дети с так называемой ЗРР очень часто великолепно разбираются со сложными пазлами, которые не все взрослые в состоянии осилить)

      Удалить
  7. Я мама троих детей с педагогическим дошкольным образованием. Старшая дочь корявенько заговорила в 3 года. Младшая в полтора года нельзя было заткнуть ( она и сейчас не затыкается))))))))))))).
    Детсадовские и школьные педагоги, тестируя моих девчонок в спину мне шептали, что девочки у меня недоразвитые, так как не могут ответить на их тупые вопросы. И ничего. Выросли, институты закончили, замуж вышли...
    Развитие речи - это очень, очень индивидуальное, в одинаковые рамки всех деток загонять не надо,даже если малыш не укладывается в общепринятую "нормальность".
    Зы.. самому младшему сынульке сейчас 22 месяца. Он растёт билингуа, я надеюсь.
    Хочется мне, что бы ребёнок мой говорил со мной на русском языке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, моя мелкая (хоть нам все спецы в один голос твердят, что ребенок выберет иврит, т.к. давлеющая среда - а детсад, школа и пр.пр.пр. всегда будет преобладать- определяет языковую среду) говорит только по-русски. Ота понимает иврит, если ее спрашиваешь, как тто или иное русское слово звучит на иврите, отвечает. Но говорит по-русски. При этом в саду (где кроме нее есть еще только одна девочка из русскоязычной семьи, да и то говорящая в саду на иврите) она на вопросы, заданные на иврите, отвечает по-русски. Мне уже воспитатель пару раз высказывала "замечания", что из-за Дины местные дети начали нахватываться русских слов. А мы еще и чтение с письмом русские освоим! Тут мало кто из родившихся в Израиле в русскоязычных семьях детей читает и пишет по-русски (хотя говорить умеют)

      Удалить
    2. У нас папа говорит только на турецком. Я с мужем общаюсь на турецком, а ссыном на русском. Ребёнок сразу два языка применяет. Но турецкий фонетически проще, чем русский.
      русско-турецкие дети, играя общаются между собой на турецком.

      Удалить
    3. здесь та же песня (хотя фонетически ирит изобилует гортанными не только согласными, но и гласными звуками, все таки ни падежей, ни среднего рода в нем нет - он проще воспринимается детьми, чем очень навороченный русский язык), поэтому мы в семье говорим только по-русски. по любому ребенок будет знать иврит - сад и школа возьмут свое, да еще с третьего класса английский (здесь очень большой упор делается на английский, после школы дети говорят на нем как на родном и почти без акцента)

      Удалить
  8. Тата, сама столкнулась с двумя совершенно разными системами: старший сын вырос в Эстонии по "советским законам", а младший уже в Германии.
    Приведу несколько примеров.
    Эстония: кормить грудничка только по часам - вырабатываем режим и дисциплину.
    Германия: кормить по часам строго воспрещается! В природе кошка не кормит по часам, она кормит, когда котята проголодались.
    Эстония: как можно меньше держать детей на руках.(Привыкнет, замучаетесь потом и т.д. ит.п.)
    Германия: как можно чаще берите ребёнка на руки.
    Эстония: пользуемся присыпками, маслами , кремами и т.д. в интимных зонах. (в результате 2 года проходили со страшной экземой на попе)
    Германия: ни в коем случае не пользоваться никакими средствами ( так и говорят, мол всё это реклама крупных компаний, на самом деле у ребёнка есть своя природная смазка на коже и никакие дополнительных средства ему не требуются). Ничем не пользовались - за все годы ни одного прыща.
    Ну, а в плане развития... Тата, здесь, конечно же,проводятся всякие тесты на разных этапах развития, но всегда говорят, что все дети разные и развитие у всех идёт с разной скоростью. В Германии, к примеру, считается абсолютно нормальным, если ребёнок не ходит до 1,5 года ( после этого уже начинают обследовать), а вот в Эстонии тебе бы уже миллион ярлыкоав навесили. Ну...по крайней мере так было 19 лет назад ))))
    Так что всё относительно.
    ...а "НиниПус" это Винни-Пух? У нас был "ПипиПух")))А вот историей про большую музыку ты меня просто изумила! Надо же....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, "НиниПус" - это Винни-Пух. А еще у нас есть дивное выражение в арселане: "Мама, давай кайса!" (муж даже, впервый раз услышав это, спросил : "в чем мама должна пояться?"). А это всего-навсего требование включить мультфильм про Карлсона.)))
      В Израиле система вопитания, на мой взгляд, порочная. Детям можно всё! Вот просо ВСЁ! Отсюда: школьнники, бросающие в учителей учебники; призывники, отвечающие на приказ командира "мне это не надо"; сотрудники самого мелкого уровня, панибратски похлопывающие генеральных директоров по плечу или поливающие их грязью... Иерархических сдерживающих рамок детям не прививается. Я понимаю, что все это из великого комплекса : "мы были изгоями во всем мире, но теперь у нас есть своя страна и мы делаем все, что нам заблагорассудится". Я не хочу, чтоюы мои дети росли с теми же нравственными ориентирами. Поэтому гайки придется закручивать самим.

      Удалить
    2. Слава Богу в Турции подобного нет.. фууууууууххххх. Хотя городская молодёжь более борзая, чем деревенская.
      А уж в школе так строго. Оценка по поведению может сильно испортить аттестат.

      Удалить
    3. понятие "оценки" в местных школах появляется буквально в последние годы обучения. примерно до 6го класса родители тупо понятия не имеют: как учится их ребенок, есть ли у него какие-нибудь склонности, заваливает ли он какие-нибудь дисциплины? не говоря уж о каких-то оценках за поведение. зато по окончании школы дети сдают так называемый психометрический тест, по результатам которого они могут или не могут поступить в тот или иной институт. к примеру, наш близкий родственник очень хотел быть ветеринаром (ребенок к 18 годом вполне осознает, чего он хочет), а по результатам теста он получил "направление" только в технические вузы. вот такая петрушка...

      Удалить
    4. В Турции есть система Э-окул. Так как каждый ребёнок имеет полную мед.страховку, все данные о ребёнке занесены в государственную информационную систему. Э-окул, как раз часть этой системы. Любой родитель может узнать об успехах своего чада через эту систему.

      Удалить
    5. Юль! Тут разница не в Германия-Эстония:) тут разница в возрасте детей. Сейчас и у нас такой же подход как и в Германии:) переняли

      Удалить
    6. В России до сих пор такой подход, как был при мое рождении. Моя подруга, которая напару со мной беременная, ходит к врачу как на работу (уже 2 раза на сохранении полежала с кучей каких-то медикаментов, о которых мой гениколог слыхам не слыхивал). Я у врача за 3 месяца была лишь 1 раз (получила рецепты на фолекс и пучок направлений - анализ крови, генные тесты, УЗИ и пр. с кадлендарем всех этих процедур) - если бы у меня были какие-то проблему, меня бы быстренько по электронной базе анализов, которые тут же поступают к врачу уже выловили, а раз все пучком, так нефиг даме в положении нервы трепать.

      Удалить
  9. Оооо! Какая тема! Нам тоже ставили задержку речи перед садиком (в 2,5 года) и не давали допуск в садик. Причем педиатр как раз рекомендовала идти в сад, т.к. дома-то мы друг друга понимаем с полуслова. Бабушки, которые могут много-много общаться (проще говоря, поболтать ))))) ), далеко от нас. А нервопатолог пыталась "полечить". Но наш грозный папа сходил, вежливо с ней поговорил и дали допуск на 3 месяца, чтобы посмотреть как адаптация пройдет. Так малой открыл "фонтан" через месяц!!! ))) В садике хочешь-не хочешь заговоришь )))))
    А сейчас (нам 5 лет) ходим к замечательному логопеду, который занимается и звуками, и массажик специальный делает, и развивающие занятия проводит. Скорректировали твердый звук "л" и шипящие. А звук "ррр" узнали до занятий.
    Кстати, наш Винни-Пух был в свое время как "ПереПух" )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Девочки, смеюсь, малыши так смешно предметы называют. Специально сейчас попросила свою Нёню (1 год и 10 мес) сказать "Винни-Пух". У неё получается "Пу-Пють". :) Черепаха = "папати".

      Удалить
    2. когда мой племянник (которому уже 25 лет) коверкал словечки, я почерпнула огромное множество слов из его лексикона. одно из них даже использовала в сказке "Стеклянный мёд". это слово "чубоба" - так Василий переиначивал слово "чудовище"
      были еще "либуд" - верблюд, "писиком" - босиком и "коблядик" - кораблик... наверное были и другие перлы, но на мою долю выпали именно эти (он их изрекал, когда я его нянчила)

      Удалить
    3. "писиком" и "коблядик" так мне знакомы :) В нашем случае это "сёсёсиськи" = цветочки. Бабуськи на улице от неё шарахаются, когда Нёнька начинает в полный голос восторженно орать "синиииии сёсёсиськи" = синий цветочек! :))) Как говорится, "Она знала как пишется слово "банананан", она не знала когда оно заканчивается" (С) :)

      Удалить
    4. главное - вовремя отследить момент, когда у ребенка в арсенале появятся песни про ёжика и при волшебный посох )))))))))))

      Удалить
    5. :)))) Это ейный папа распевает, когда думает, что его не слышно. "Ииитоккаа-аааа с йооо жыыком вышеэээлллл прокоол!" :)))

      Удалить
  10. С младшей пошли к логопеду перед 1 классом. Буква"р". Нас так приняли, как будто я привела напрочь больного отставного по всем параметрам ребенка. Кубики, пазл... Как для малышей. Очень доктор удивлялась, что Арина их собрала моментально. Уздечку отправили резать, упражнения всякие - толку 0. Врач сказала, что за ее практику 2-й ребенок только такой. Ничего не сделать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Язык короткий. Теперь ходим на пару картавим:) только у меня можно было исправить, а у нее нет. Хуже всего, что имя у нее Арина. Всем сушится Алина.

      Удалить
    2. мой муж тоже проходил через эту операцию - результат аналогичный (видимо, ваш врач его случай припомнила ))))))) он у меня тоже прибалт)

      Удалить