Сегодняшний вечер мы проведем с плотно задраенными
окнами и балконом. В противном случае квартира пропитается запахом пожарищ,
любовно устраиваемых по всей стране. Если вы думаете, что что-либо сжигать,
например чучело Марены (многие считают, что на масленичной неделе сжигают
чучело Зимы, ан нет), традиция исключительно славянско-масленичная, то глубоко
ошибаетесь. У иудеев тоже есть особый день, когда костры (и поверьте мне на
слово, это не скромные костерки, а ого-го какие кострища - инквизиторы могли бы
и позавидовать) огромной многофакельной гирляндой опоясывают всю территорию
Израиля. И этот день - Лаг ба-Омер*.
Я
перерыла немало источников в поисках истоков этого праздника. Но какой-то одной
версии, которая бы удовлетворяла всех, найти мне не удалось. Неоспоримо лишь
одно - "лаг ба-омер" обозначает "тридцать третий день
омера" (цифровой код слова "לג"
-"лаг" соответствует 33, где буква ל
соответствует числу 30, а ג -
числу 3; о чем нам повествует гематрия**)
Традиция этого праздника восходит ко временам
существования Иерусалимского Храма***. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер — это мера
сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна
для одного человека на день.
На
второй день Песаха полагалось
приносить дар в Храм, а именно — сноп ячменя нового урожая. Это был первый
омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней
омера». Всего 49 дней, от Песаха до Шавуота****, по числу дней от Исхода из
Египта — до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число.
На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая.
На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая.
Согласно Торе, время между первым
омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается
судьба всего года — быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день
отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимаются многие ограничения, устраивается как бы
«перерыв» в тревогах семи недель. Лаг ба-омер окружен многими
преданиями. Одно из них — эта легенда об учениках рабби Акивы,
которые во времена императора Адриана**** под страхом смерти продолжали изучать
Тору. Собираясь на свои тайные встречи, они нередко одевались как охотники,
брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей. В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы
было 24 тысячи учеников, и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период
между Песахом и Шавуотом. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в
первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают
ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные
церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор, и поэтому
на этот день траурные обычаи повсеместно отменяются.
В некоторых источниках
дается иная интерпретация значения этой даты. Евреи не раз бунтовали против
римских оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Есть мнение,
что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби
Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых
поражений и были разгромлены. Однако, именно в Лаг ба-омер Бар-Кохба сумел
одержать крупную победу. Его солдаты радостно отметили это событие, и в память
об их триумфе Лаг ба-омер отмечается и по сей день.
Существует еще одно объяснение традиции
праздновать Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон
бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию и также
принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в
Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его
могилу (похоронен на горе Мирон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый
столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь
костры.
На деле же это
выглядит следующим образом: за два-три дня до вечера празднования дети начинают
стаскивать в заранее ими выбранные места невесть откуда добытые доски, остатки
мебели, поддоны и прочие более-менее деревянные предметы. Учитывая, что исследуемые
в поисках всего способного гореть территории весьма обширны, дети угоняют из
всевозможных супермаркетов тележки для покупок, набивают их тем, что вскоре
будет предано огню и, дребежжа и громыхая своими транспортными средствами и
наполняющими их трофеями, катят телеги к будущим костровищам. Слова "в
Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров" не способны передать
ту степень задымленности, которая укутывает все вокруг. Из всех месных
праздников этот я считаю ужасающим. Может быть, потому что я не еврейка; а
может быть потому, что я просо перестала быть ребенком. Дети обожают Лаг ба
омер:они выезжают на природу целыми классами, загодя заготовив лук и
стрелы, устраивают соревнования по стрельбе и веселые эстафеты. Эта традиция
посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими
поработителями за свободу Израиля.
Ни одной
более-менее вразумительной фотографии этого праздника у меня нет, потому что я
стараюсь в этот вечер на улицу не высовывать носа ))).
гибискусам глубоко фиолетово, какой именно на календаре день -они "колосятся" круглогодично, без отпусков и выходных дней.
Ага, а вот и репортажные кадры с места события (стоит сделать попровку на то, что я находилась на 15м этаже)
вот они - загоовленные за последние дни кучи "дров"
так выглядит парк из моего окна (без дров и пожарищ он весьма неплох)
а вот уже первая партия дров запылала
ждать, пока сгорит всё "нажитое непосильным трудом" я не стану, а пойду задраивать окна
*В текущем году он начнется вечером 9го мая.
** Гематрия - метод раскрытия тайного смысла слова при возможности атрибуции букв числами. Широко применяется в каббалистических текстах. Суть метода заключаеся в том, что буквы имеют числовое значение, и складывание чисовых значений букв, которыми записано слово, можно получить сумму-ключ к смыслу слову. При эмом, если слова имеют одинаковое числовое значение, то между ними имеется скрытая связь, даже если значение слов диаметрально проивоположны.
*** Об Иерусалимском Храме (как я уже говорила в паре постов) речь пойдет в посте, посвященном дню 9 ава.
**** Очередной пост в теме "дань уважения традициям" выйдет в 20х числах мая и будет посвящен одному из самых симпатичный иудейских праздников - Шавуоту.
***** император Адриан (римская империя давно осуществляла протекторат
над Палестиной и землями, заселенными иудеями) издал указ о смертной казни за совершение
обряда обрезания; кроме того он чначал строительство нового города на
месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя
(Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он
воздвиг храм языческого бога Юпитера. Любое из этих дествия глубоко оскорбительны
для иудеев, ну а уж их совокупность и подавно.
С наилучшими пожеланиями,
Тата \ Тэффи Эффи.
Очень интересно!!!!!!!!!Заходи за наградкой.
ОтветитьУдалитьПусть пожарища!:))) один день потерпеть можно:))) зато пальмы и прочая цветущая красота под окном!!! (а у меня до сох пор голые березы:((( )
ОтветитьУдалитьголые березы - это же круто! они то голые, то зеленые, то золотые. а эти дурацкие пальмы и зимой, и летом ... дальше по тексту загадки
Удалить