Translate

вторник, 8 мая 2012 г.

день угнанных тележек



           Сегодняшний вечер мы проведем с плотно задраенными окнами и балконом. В противном случае квартира пропитается запахом пожарищ, любовно устраиваемых по всей стране. Если вы думаете, что что-либо сжигать, например чучело Марены (многие считают, что на масленичной неделе сжигают чучело Зимы, ан нет), традиция исключительно славянско-масленичная, то глубоко ошибаетесь. У иудеев тоже есть особый день, когда костры (и поверьте мне на слово, это не скромные костерки, а ого-го какие кострища - инквизиторы могли бы и позавидовать) огромной многофакельной гирляндой опоясывают всю территорию Израиля. И этот день - Лаг ба-Омер*.

            Я перерыла немало источников в поисках истоков этого праздника. Но какой-то одной версии, которая бы удовлетворяла всех, найти мне не удалось. Неоспоримо лишь одно - "лаг ба-омер"  обозначает "тридцать третий день омера" (цифровой код слова "לג" -"лаг" соответствует 33, где буква  ל  соответствует числу 30, а ג - числу 3; о чем нам повествует гематрия**)  
           Традиция этого праздника восходит ко временам существования Иерусалимского Храма***. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер — это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день.  
           На второй день Песаха полагалось приносить дар в Храм, а именно — сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней омера». Всего 49 дней, от Песаха до Шавуота****, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число. 
        На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая. 
    Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года — быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимаются многие ограничения, устраивается как бы «перерыв» в тревогах семи недель. Лаг ба-омер окружен многими преданиями. Одно из них — эта легенда об учениках рабби Акивы, которые во времена императора Адриана**** под страхом смерти продолжали изучать Тору. Собираясь на свои тайные встречи, они нередко одевались как охотники, брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей.  В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор, и поэтому на этот день траурные обычаи повсеместно отменяются. 
      В некоторых источниках дается иная интерпретация значения этой даты. Евреи не раз бунтовали против римских оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Есть мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако, именно в Лаг ба-омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты радостно отметили это событие, и в память об их триумфе Лаг ба-омер отмечается и по сей день.
     Существует еще одно объяснение традиции праздновать Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его могилу (похоронен на горе Мирон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь костры. 
       На деле же это выглядит следующим образом: за два-три дня до вечера празднования дети начинают стаскивать в заранее ими выбранные места невесть откуда добытые доски, остатки мебели, поддоны и прочие более-менее деревянные предметы. Учитывая, что исследуемые в поисках всего способного гореть территории весьма обширны, дети угоняют из всевозможных супермаркетов тележки для покупок, набивают их тем, что вскоре будет предано огню и, дребежжа и громыхая своими транспортными средствами и наполняющими их трофеями, катят телеги к будущим костровищам. Слова "в Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров" не способны передать ту степень задымленности, которая укутывает все вокруг. Из всех месных праздников этот я считаю ужасающим. Может быть, потому что я не еврейка; а может быть потому, что я просо перестала быть ребенком. Дети обожают Лаг ба омер:они выезжают на природу целыми классами, загодя заготовив лук и стрелы, устраивают соревнования по стрельбе и веселые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля.
          Ни одной более-менее вразумительной фотографии этого праздника у меня нет, потому что я стараюсь в этот вечер на улицу не высовывать носа ))).


гибискусам глубоко фиолетово, какой именно на календаре день -они "колосятся" круглогодично, без отпусков и выходных дней.


Ага, а вот и репортажные кадры с места события (стоит сделать попровку на то, что я находилась на 15м этаже)
            вот они - загоовленные за последние дни кучи "дров"

так выглядит парк из моего окна (без дров и пожарищ он весьма неплох)

а вот уже первая партия дров запылала

ждать, пока сгорит всё "нажитое непосильным трудом" я не стану, а пойду задраивать окна

 *В текущем году он начнется вечером 9го мая.
** Гематрия - метод раскрытия тайного смысла слова при возможности атрибуции букв числами. Широко применяется в каббалистических текстах. Суть метода заключаеся в том, что буквы имеют числовое значение, и складывание чисовых значений букв, которыми записано слово, можно получить сумму-ключ к смыслу слову. При эмом, если слова имеют одинаковое числовое значение, то между ними имеется скрытая связь, даже если значение слов диаметрально проивоположны.  
*** Об Иерусалимском Храме (как я уже говорила в паре постов) речь пойдет в посте, посвященном дню 9 ава.
**** Очередной пост в теме "дань уважения традициям" выйдет в 20х числах мая и будет посвящен одному из самых симпатичный иудейских праздников - Шавуоту.
***** император Адриан (римская империя давно осуществляла протекторат над Палестиной и землями, заселенными иудеями) издал указ о смертной казни за совершение обряда обрезания кроме того он чначал строительство нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм языческого бога Юпитера. Любое из этих дествия глубоко оскорбительны для иудеев, ну а уж их совокупность и подавно.




С наилучшими пожеланиями,
Тата \ Тэффи Эффи.

3 комментария:

  1. Очень интересно!!!!!!!!!Заходи за наградкой.

    ОтветитьУдалить
  2. Пусть пожарища!:))) один день потерпеть можно:))) зато пальмы и прочая цветущая красота под окном!!! (а у меня до сох пор голые березы:((( )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. голые березы - это же круто! они то голые, то зеленые, то золотые. а эти дурацкие пальмы и зимой, и летом ... дальше по тексту загадки

      Удалить